ПОИСК
Події

«нам сказали: «в таких условиях — без еды, воды, огня — человек погибает в горах на четвертые сутки. Пора прекратить поиски. Готовьтесь к худшему»

0:00 20 листопада 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Пропавшего 6 ноября в Гималаях украинского парапланериста, бывшего военного летчика Игоря Табанюка нашли живым на шестой день! Его спасли усилия украинских и индийских дипломатов, любовь женщины и… молитвы индусов, которые просили своих богов разогнать тучи над горами

Первого ноября бывший военный летчик из Коломыи Ивано-Франковской области Игорь Табанюк вместе со своими друзьями улетел в Индию, в поселок Бир северного индийского штата Химачал-Прадеш, куда съезжаются парапланеристы со всего мира.

— Я не хотела отпускать мужа, — признается «ФАКТАМ» жена Игоря Табанюка Оксана.  — Были какие-то тяжелые предчувствия. Многие считают, что параплан — это нечто безобидное. Но я за мужа больше боялась, чем даже когда он летал на истребителях. Потому что там целый полк трудился, обслуживая один истребитель и оберегая моего мужа. А на параплане Игорь был один. Несколько лет назад его полк расформировали, муж занялся строительным бизнесом, но продолжал мечтать о небе и стал летать на парапланах.

Падая с высоты 80 метров, спортсмен трижды ударился о скалу, но все-таки сумел ухватиться за выступ

По словам спортсмена, вернувшегося в Украину в этот понедельник, в злополучный день 6 ноября, набрав высоту 4 тысячи метров над уровнем моря, он ушел в сторону пакистанской границы и резиденции далай-ламы, которая находится в индийском городе Дхарамсала. Возвращаясь, на половине пути он попал в нисходящий поток, отчего вдруг резко сложилось крыло параплана. Табанюк попытался его открыть, но безуспешно. Времени воспользоваться «запаской» — устройством, которое помогает выполнить аварийную посадку, — не было. И спортсмен рухнул вниз с высоты восьмидесяти метров (для сравнения: это высота 26-этажного дома), трижды ударившись об отвесную скалу.

- Я бы разбился насмерть, если бы крыло параплана не зацепилось за выступ скалы, — рассказывает 48-летний Игорь Табанюк.  — Но успел ухватиться за скалу руками и смог сложить в рюкзак параплан. Рюкзак неожиданно выскользнул из рук… Как я спустился практически с отвесной скалы, одному богу известно. Был даже момент, когда пришлось приземляться на «пятую точку», прыгнув с высоты второго этажа. Когда оказался внизу, понял, что руки-ноги относительно целы. Зато невыносимо болела спина. Подобрав внизу рюкзак, я огляделся. Понял, что стою на дне огромного каменного ущелья, откуда выбраться невозможно. Вниз дороги нет, по бокам — скалы.

РЕКЛАМА

Аккумулятор GPS-навигатора «Гармин», помогающий определить координаты на местности, при падении разбился. Был поврежден и карманный портативный компьютер со встроенным GPS (позже оказалось: он показывает неточные данные, уводя спасателей от цели). Но работала рация. По счастливой случайности товарищ Табанюка Константин Гончаренко в это время летел вдоль ущелья в 10-15 километрах ниже места падения Игоря и практически сразу принял по рации сигнал о бедствии.

Спасатели появились довольно быстро. Но подошли с другой стороны горы и не заметили костер, которым Игорь пытался привлечь их внимание. Больше огонь он не разводил. Деревья росли на отвесных скалах, и он едва не скатился в пропасть, собирая ветки для костра… Рация поработала еще два дня, а потом заглохла. Запасной комплект батареек проработал всего… пять минут.

- Я оценил свои «активы», — вспоминает Игорь Табанюк.  — У меня была с собой 150-граммовая баночка сока манго (которую я сразу же выпил), батончик «Сникерс», бутылочка прикарпатского бальзама, коробок спичек, зажигалка (которая вышла из строя), аптечка с ампулами болеутоляющего лекарства и комплект армейских, еще советского образца, ниток. Не густо, но лучше, чем ничего.

«Хотел отобрать у обезьяны орехи, но она быстро съела свой обед и убежала»

- О пропаже мужа мне сообщили 7 ноября, в день рождения нашего старшего сына, когда мы сидели и ждали поздравления от Игоря, — вспоминает Оксана Табанюк.  — Первым делом я попыталась узнать, что может случиться с мужем, если он все же уцелел. Мне объяснили, что при резком падении с высоты парапланеристы часто ломают позвоночник, в горах отмораживают ноги, после чего их приходится ампутировать. На упавших спортсменов могут напасть шакалы и леопарды, которых там достаточно. Но самое страшное — их могут просто не найти, как российского парапланериста Алексея Ашурова, который 23 октября исчез в тех же местах, что и Игорь.

РЕКЛАМА

- В горах на высоте 3200 метров было четыре проблемы: разреженный воздух, который не давал нормально дышать и двигаться, отсутствие воды, холод и боль от полученных травм, — продолжает Игорь.  — Я колол болеутоляющее лекарство, стараясь экономить ампулы (всего их было пять.  — Авт. ). В шестистах метрах ниже обнаружил водопад. Но из-за того, что очень болели ноги и спина, шел туда, останавливаясь через каждые 15-20 шагов, рискуя упасть на мокрых валунах. Поэтому нашел источник между камнями поближе и набирал воду там.

Ночи — температура опускалась ниже нуля — проходили в мучениях. Меня постоянно трясло, то ли от холода, то ли от боли. Сначала накрывался рюкзаком, потом вскарабкался на скалу и забрал крыло параплана, оставшееся там во время падения. Его использовал вместо одеяла в последующие ночи.

- Есть не хотелось?

- Хотелось только пить. Меня все время мучила жажда, во рту было сухо, и я с большим трудом смог прожевать половину шоколадного батончика. Я не знал, сколько здесь пробуду, и, когда увидел на дереве обезьяну, щелкающую орехи, страшно обрадовался.

- Неужто решили ее убить и съесть?

- Что вы?! Всего лишь отобрать у нее орехи. Обезьяна была очень красивая. Не из тех грязных неопрятных животных, которые в Индии стаями бегают по улицам, а длинношерстная, из «благородных»… Это было первое за несколько дней увиденное мною живое существо, и я почувствовал себя не таким одиноким. (Смеется. ) Но пока я до нее дошел, она быстро съела свой обед и убежала…

Я решил починить параплан и попытаться отсюда выбраться. Но на следующее утро повалил снег (насыпало где-то полметра), а потом хлынул дождь. Мокрый человек на холоде в горах погибает быстро. И я бросился в узкую каменную нишу в скале, где можно было только лежать, не поднимая головы.

С ужасом наблюдал, как бушует буря и бьют мощные разряды молний. Понимая, что непогода надолго, мысленно заклинал небесные силы: «Мне надо только пару солнечных дней для ремонта… Я должен улететь!» Лежа в этом каменном «гробу», продумывал возможные ситуации взлета и ухода с малой высоты, анализировал предполагаемые места посадки. Когда дождь прекратился, я понял, что пролежал в своем убежище 36 часов!..

«Когда речь идет о жизни мужа, для меня ничего невозможного нет»

- Из-за непогоды индийские спасатели приостановили спасательные работы, — рассказывает Оксана.  — Я поняла, что могу потерять мужа, и подняла на ноги пол-Украины.

У нас сразу образовалась команда. Это мои друзья — Галян Галина Михайловна и Костик Сергей, мой старший сын Игорь и его девушка Света Радченко, отлично владеющая английским языком, ее отец Сергей Радченко, дочь моих друзей Лида Клов. Подключились однокашники мужа по Черниговскому высшему военному авиационному училищу, однополчане, друзья. По каналу интернет-телефонии постоянно держали связь с Индией. А когда поняли, что сами справиться не можем, обратились в украинский МИД.

Нас вывели на консула. Он работал с нами до последнего. И ему, и послу Украины в Индии я очень благодарна за помощь.

Команду спасателей возглавил индийский спасатель Суреш. Он владел английским языком, и с ним постоянно держали связь и я, и консул. Парапланеристы Костя Гончаренко и Вадим Волков, которые уезжали с Игорем в Индию, постоянно высчитывали координаты, где мог находиться Игорь, решали на месте организационные вопросы, объезжали на джипе ближайщие ущелья в поисках мужа.

Мы перевели в Индию деньги, чтобы нанять частный вертолет, который присоединился к поискам. Но вскоре Суреш признал: «Наших усилий мало. Надо подключать военных… » Когда речь идет о жизни мужа, для меня ничего невозможного нет. Мы дошли до министра иностранных дел Петра Порошенко и народного депутата Анатолия Гриценко с просьбой помочь спасти Игоря силами индийских вооруженных сил. После переговоров на дипломатическом уровне военные выразили готовность подключиться к операции в любой момент.

- Парапланеристы из Казахстана, которые в это время находились на базе, нам сказали: «Это замечательно, что вы не теряете надежду, — вспоминают друзья Игоря Табанюка.  — Но, поймите, снег и сильный холод… В таких условиях — без еды, воды, огня — на такой высоте человек погибает на четвертые сутки. Пора прекратить поиски. Готовьтесь к худшему… »

Но Игоря продолжали искать. 10 ноября, на пятые сутки, он увидел в небе вертолет. Пока из последних сил тащил в центр поляны крыло параплана, чтобы успеть разложить его в зоне видимости, пилот сделал три круга и… улетел. Вернувшись в укрытие, Игорь обнаружил, что промочил ботинки. На ночь их снял, положил себе на грудь, чтобы хоть как-то высушить. Растер ноги прикарпатским бальзамом и надел на них перчатки.

«Я разговаривала со своими богами, и они сказали, что вас сегодня спасут», — заявила индуска»

- Не было страха, что за вами больше не придут? Ведь спасатели проверяли это место дважды и могли исключить его из района поисков, — интересуюсь у Игоря Табанюка.

- Не было. Я дал себе установку продержаться на скале месяц. Думал: все равно улечу! Вот только починю параплан. Единственное, боялся, что от голода за месяц ослабну и у меня не будет сил стартовать. 11 ноября, надеясь, что вертолет вернется, я разложил на поляне крыло. А когда появилась «вертушка», стал размахивать красным чехлом…

- Прилетели индийские военные, о помощи которых договорились дипломаты?

- К счастью, участие военных не понадобилось. Меня нашел частный вертолет, нанятый моей женой. Пилот делал вираж за виражом и только на шестом заметил меня и опустился так низко, что я даже сумел рассмотреть его лицо. Но уверенности мне его вид не придал: в кабине сидел бородатый индус в чалме с нахлобученной сверху бейсболкой. Он был в… двух парах очков: снизу темные, а сверху — с диоптриями. Ну, думаю, такой странный тип вряд ли меня отсюда вытащит. А когда увидел, что он еще и без лебедки, которая позволяет зацепить и поднять человека, вообще махнул рукой. Стоял и от отчаяния ел снег. Второй пилот, который сидел рядом, начал меня фотографировать. Я натужно улыбался. Думаю, пусть хоть жена увидит, что со мной все в порядке…

- В таком ущелье реально было посадить вертолет?

- В том-то и дело, что нет. Ни ровной поверхности, ни необходимой для зависания высоты. Насыщенность кислородом для обеспечения тяги двигателя была ниже критической отметки. Такой вертолет мог работать на предельной высоте 2500 метров, а я сидел на вершине 3200… И вдруг пилот жестами попросил меня убрать камень с площадки в горах, которая не превышала квадратного метра. Когда я сбросил камень, он стал моститься на этом крошечном кусочке! Причем рискуя разбиться: винт вертолета вращался всего в тридцати сантиметрах от скалы.

И когда лыжа вертолета уперлась в эту площадку, я быстро заскочил на нее, вцепился мертвой хваткой, и вертолет аккуратно поднял меня вверх.

- Но почему вы не перебрались в кабину?

- Вертолет не смог бы удержать равновесие, а это опасно. «Вертушка» приземлилась через два километра, на горке, где нас ожидал спасатель. Там я уже пересел в кабину. Позже мне сообщили: пилот с бородой, оказывается, в прошлом тоже военный летчик. Зовут его Ровиндор. Именно он придумал загодя высадить второго спасателя, чтобы облегчить мой подъем со дна каменной западни. Как пилот я оценил его мастерство и был ему очень благодарен.

Когда я уже находился в госпитале в Дели, мне позвонил Петр Порошенко и пообещал отправить Ровиндору благодарственную телеграмму от имени МИДа. Позже я узнал, что министр лично координировал действия украинских официальных структур, участвовавших в моем спасении. Было приятно, что держава не бросила меня на произвол судьбы. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто мне помогал.

… Вертолет со спасенным приземлился в Палампуре. На площади собрались около сотни индусов, которые стали аплодировать, жать Игорю руки и фотографироваться вместе с ним. Табанюк с удивлением узнал: все дни, пока шел снег, аборигены просили у местных божеств, чтобы те… разогнали тучи (11 ноября действительно был солнечный день!) и спрашивали у ясновидящих, жив ли украинский спортсмен. Ясновидящие якобы говорили, что жив, но ему трудно передвигаться, и даже называли дату, когда его найдут!

- Ко мне подошла индуска, вручила термос с горячим острым бульоном и пакет с фруктами. Сказала: «Я разговаривала с нашими богами, и они поведали, что вас сегодня спасут», — вспоминает мой собеседник.  — Вы не поверите, но после того, как меня вытащили, небо опять затянуло тучами и пошел дождь: видимо, хорошую погоду божества устроили строго на период моего спасения. (Смеется. )

Отощавшего спортсмена (он весил 82 килограмма при росте 188 сантиметров и потерял за шесть дней семь килограммов) увезли в госпиталь в Дели. Врачи сказали, что украинец родился под счастливой звездой, уцелев после таких злоключений. У больного не было даже насморка! Упав с 80-метровой высоты, мужчина отделался компрессионным переломом позвонка. Ему одели корсет и, назначив полгода покоя, отправили самолетом в Украину.

- После случившегося муж очень изменился, — говорит Оксана.  — Он вообще оптимист, разговорчивый. А сейчас какой-то грустный. Больше молчит. Видимо, те шесть дней не прошли дня него бесследно, какое-то переосмысление произошло.

- Там, в горах, я много думал о нашей семье, о жене, — признается Игорь.  — Раньше считал, что мы с Оксаной любим друг друга. Но я ошибался. Мы ОЧЕНЬ любим друг друга. Эта любовь, наверное, меня и спасла.

P. S. Когда верстался номер, стало известно: друзья пропавшего в горах российского парапланериста Алексея Ашурова, которые просили у Оксаны Табанюк финансовой и организационной помощи в его спасении (украинка готова была на несколько дней предоставить нанятый ею вертолет), решили, что средства для поисков лучше отдать семье и детям Ашурова. Ведь со дня исчезновения Алексея прошло уже больше двадцати дней, и район, где он упал, неизвестен.